В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы. Это не только наиболее древний, но и наиболее универсальный вид памятника, где в единстве и взаимодействии сочетались функции церкви, памятника, музея и мемориала.
Главной и наиболее гуманной задачей храма-памятника является моление о погибших воинах. На братских могилах павших, на полях сражений строились монастыри и храмы, выполнявшие роль надгробных памятников. Помимо общецерковных дней поминовения погибших (Димитровская суббота, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и др.), здесь в годовщину битвы поминались воины, павшие в сражении. Их имена вписывались в синодик для вечного Поминовения. Впоследствии в храмах-памятниках появляются мемориальные доски с именами павших и захоронения особо отличившихся героев.
Гродненский Свято-Покровский кафедральный собор был построен в честь воинов Гродненского гарнизона, которые погибли в русско-японской войне 1904-1905 годов. В старину православная Беларусь не знала скульптурных мемориалов и монументов. В память о тех или иных событиях военной истории возводились храмы.
В конце XIX - начале ХХ активизировалось строительство крепостных, гарнизонных и полковых церквей. Подготовка к церковному строительству шла и в частях Гродненского гарнизона, однако его начало было прервано русско-японской войной. Горем и болью отозвалась трагедия Порт-Артура, Цусимы, других проигранных сражений в сердцах многих гродненцев, потерявших в этой далекой войне отцов, мужей и сыновей Замедлившееся в начале войны строительство гарнизонной церкви впоследствии под влиянием скорби, значительно активизировалось. Имена павших Гродненского гарнизона (далеко не всех) были выбиты на мемориальных досках, висящих и сейчас внутри на стенах храма
Строительство Гродненского Свято-Покровского кафедрального собора
Строили храм-памятник как гражданские, так и военные специалисты. Проект его был разработан в инженерном управлении Виленского военного округа Автором проекта был архитектор М. Позаров. За основу строительства была взята церковь Каспийского пехотного полка в Новом Петергофе, однако местные инженеры внесли в проект новые архитектурные элементы, строительные материалы, благодаря чему храм приобрел, неповторимые черты. Главная заслуга в этом принадлежит гродненскому военному инженеру капитану Ивану Евграфовичу Савельеву (1866-1951 гг.).
Архитектура
В плане храм, возведённый в ретроспективно-русском стиле, представлял собой протяжённую трёхнефную базилику с пятигранной апсидой и боковыми ризницами. Вертикальный акцент характерен для северо-западного главного фасада собора, который отличается 10-метровой восьмигранной шатровой звонницей с маковкой на барабане и фланкирующими звонницу, создающими симметричную композицию фасада небольшими шатрами с маковками, а также полуциркульными окнами с кокошниками.
Шатры с маковками также завершают ризницу. Алтарную часть же отличает возведённый над нею невысокий четверик с пятикупольем. Эти купола (один большой размещён по центру, а четыре меньшего размера — по углам вальмовой крыши) поставлены на восьмигранные барабаны, ненастоящие окна (бленды) которых завершают кокошники. Для трёх входов фронтального фасада было найдено решение в виде двухколонных рундуков с трёхугольными резными навесами (окантовкой) и высоких крылец. Прямоугольные оконные проёмы, расчленяющие на обоих уровнях протяжённые боковые фасады, отличаются богатыми «теремными» наличниками, простенки же — раскреповкой широкими лопатками с ширинками.
Декоративное убранство собора, как то кокошники, ширинки, витые колонки, крупные сандрики, килевидные бровки арочных оконных проёмов, было во многом взято из древнерусского церковного зодчества. В декоре собора, наряду с дыньками, использована полихромия: на фоне кирпичных коричнево-красных стен собора ярко выделяется белоковровое декоративное покрытие фасадов; для крыш и шатров использован зелёный цвет, а для куполов — охристая окраска.
Трёхнефное деление внутреннего двухсветового пространства собора обеспечивают 12 мощных колонн и перекинутые через них аркады. Перекрытием служит плоский потолок с тремя плафонами, которые украшает орнамент в виде древнерусской текстовой вязи, покрытием пола — кафель с орнаментальным рисунком (в притворе — мозаика). Внутреннее пространство, стены которого покрыты росписями, опоясывает по периметру под окнами мощный профилированный карниз с сухариками. Перекрытием притворам служат высокие крестовые своды.
Выделяющие апсиду главные и боковые иконостасы являются деревянными и резными, имея коричневую тонировку и покрытие позолотой. Форма их силуэта обусловлена трёхлопастными килевидными фронтонами и луковичными главами. Галерея хоров, выступающая над входом, является консольной. Также выделяется резной деревянный алтарь с росписью. Между основным объёмом и притвором находятся массивные резные двери.