На воспитание чувства патриотизма, формирование национального характера ребенка действенное воздействие оказывает художественная литература.
Литературные произведения активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его эмоциональную сферу. Художественная литература – это средство развития человечности, доброты, общественного самосознания, чувства национальной годности. С помощью литературы дошкольники не только получают знания, художественные произведения помогают более осознанно относиться к таким понятиям, как «Родина», «Отечество», «народ» и, наконец, подталкивают ребенка к вопросу: «кто я и что значу».
Важное значение в воспитании патриотических чувств имеют литературные произведения, в которых раскрывается история Родины, ведется разговор об известных деятелях белорусской земли. Примеры отдачи делу Родины являются своеобразной школой патриотизма.
Белорусские писатели в многочисленных произведениях высказывают к родному языку уважение и восхищение. Доступными словами они раскрывают детям красоту и мелодичность родного слова.
Много произведений художественной литературы для дошкольников подчеркивают, что мир и счастье необходимо уметь защитить, и поэтому с дошкольного возраста мы развиваем у детей желание стать защитниками Отечества, служить в белорусских войсках на пользу своей страны. Сохранилось много произведений устного народного творчества, которые используются во время народных праздников, обрядов. Сегодня с помощью художественного слова по-своему переосмысливают богатое наследство народа и в художественных произведениях стремятся высказать свои высокие чувства.
Произведения, рассчитанные на детей дошкольного возраста, доходчиво и одновременно вдохновенно раскрывают детям таинство Купалья, глубокий смысл Колядок, торжественность Пасхи, старательный труд по созданию непревзойденных по красоте произведений декоративно-прикладного искусства.
Художественная литература дает детям возможность познакомиться и с этой стороной жизни белорусского народа. Стихотворения про скрипку, цимбалы, бубен наполнены движением, веселым настроением, национальным колоритом.
Вот так, шаг за шагом, листая страницы книг белорусских писателей, мы создаем яркий, эмоционально насыщенный, неповторимый образ родной страны.
Произведения для чтения:
Л. Генiюш «Зубры», «Унукi»;
Т.Кляшторная «Ветлiвыя словы», «Не сквапная», «Сукенка раскажа»;
С. Сокалау-Воюш «Блакiт нябес», «Замак»;
Я.Колас «На рэчцы зiмой»;
А Вольскi«Родны край»;
Э.Агняцвет «Зямля з блакiтнымi вачамi»;
А.Бадак «Беларусачка».
Легенды и сказания:
«Бацька I сыны»,
«Возера Нарач»,
«Паданне пра заснаванне Мiнска»,
С.Тарасау «Адкуль пайшлi беларусы»
Д. Бiчэль-Загнетава «Белая Русь»,
«Радзiма», «Наша Радзiма»;
А Вольскi «Радзiма», «Беларусь»;
В. Вярба «Пралеска», «Мой край»;
В.Вiтка «Бусел»;
Н. Гiлевич «Наша матулька»;
А,Вольскi «Беларусь — мая Радзiма»;
У.Караткевiч «Родная зямля»;
У.Лiпскi «Цяпер я ведаю, якая Беларусь»;