«Профилактика дисграфии и дислексии у детей cтаршего дошкольного возраста с ОНР (общим недоразвитием речи)»

14.02.2023

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

         Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам проблемы, т.е. к дошкольному возрасту.

         Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

         Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

 Поэтому необходимо вести  профилактическую работы по предупреждению ошибок чтения и письма не только в детском саду, но и  дома, используя специальные игры и упражнения. Они помогут развить конструктивный  праксис, восприятие. и тактильные ощущения, совершенствовать зрительно-пространственное восприятие, сформировать навыки чтения.

 Замечательно помогают для прифилактики специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) следующие приёмы работы с буквами:

  • лепка букв из пластилина;
  • выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
  • вырезание из цветной бумаги;
  • выжигание на дощечках;
  • вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);
  • отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);
  • узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
  • выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;
  • рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

 Игры и упражнения для домашних занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР для прифилактики специфических нарушений письма и чтения:

 Упражнение «Дорисовывание незаконченных рисунков»

Даются законченные изображения, но с недостающими деталями или незаконченные рисунки.

 Игра «Кто наблюдательнее» - рисование с натуры с целью изобразить как можно больше деталей.

 Игра «Необычный конструктор»

 Цели:

 - вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

 - начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

Ребёнок  выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

 Упражнение   «Угадай, что задумано?

Родитель описывает задуманный предмет, а ребёнок должен догадаться, что это за предмет.

Упражнение «Догадайся, что нарисовал художник».

Например, родитель описывает ребёнку рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест – накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?».

 Упражнение  «Нарисуй дорожку»

 Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.».

 Игра « Куда спряталась кукла?», в которой ребёнок отыскивает в комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.

   Упражнение «Угадай, какая буква?»

 Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

 Игра «Разноцветное путешествие»

 У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т.д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

 В результате совместной целенаправленной работы у детей:

  • повысится обучаемость, улучшится внимание, восприятие; дети научатся видеть, слышать, рассуждать;
  • сформируется правильное, осмысленное чтение, пробудится интерес к процессу чтения и письма, снимется эмоциональное напряжение и тревожность;
  • разовьётся способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

 Совместная работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - залог успешного обучения ваших детей в школе!