Советы психолога

Влияние образа жизни родителей на развитие и воспитание детей

 

Семья является основой психического и физиологического здоровья ребенка, его интеллектуального статуса и духовного благополучия. Семья создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни, включения их в процесс самосознания, формирования установки на здоровье.

Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с взаимоотношениями между самими родителями, их образом жизни, здоровьем, благополучием и счастьем.

Под здоровым образом жизни понимается наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это цельная, логически взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.

К положительным факторам, влияющим на здоровье относятся: соблюдение режима дня; рациональное питание; закаливание; занятия физической культурой и спортом; хорошие взаимоотношения с окружающими людьми.   

К отрицательным факторам относится: курение; употребление алкоголя, наркотиков; эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими; неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.

Особую роль в формировании здорового образа жизни занимает психическое здоровье. Психическое здоровье является важнейшей составляющей общего здоровья человека.  Под психическим здоровьем понимается  состояние хорошего самочувствия, при котором человек способен видеть свои возможности и справляться с встречающимися в жизни трудностями, а также выполнять работу и участвовать в общественной деятельности. К психическому здоровью относятся психические, физические, социальные и личностные аспекты.

Учеными неоднократно было доказано, что психическое здоровье ребенка формируется в дошкольном возрасте. Если в семье часто происходят скандалы, и дети все это видят, то детская психика, безусловно, страдает. Дети становятся нервными, капризными, раздраженными. У них могут появиться страхи, неврозы и даже психические болезни.

Для того, чтобы психика ребенка была в норме, родителям необходимо создать благоприятную обстановку в семье, не конфликтовать при детях, больше общаться с ребёнком, способствовать развитию талантов, дать возможность принимать самостоятельные решения.

Для ребёнка семья это место рождения и основная его среда обитания. И только в семье познает ребёнок тот образ жизни, который физически и духовно разовьет его.

Отношения между супругами имеют громадное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка делают ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между родителями травмирующим образом влияют на малыша.

Влияние семьи на ребенка осуществляется и проявляется следующим образом:

1.Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребёнку при взаимодействии с внешним миром.

2.Дети учатся у родителей определенным способам поведения, усваивая определенные готовые модели поведения.

3.Родители являются источником необходимого жизненного опыта.

4.Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определенный тип поведения.

5.Общение в семье позволяет ребёнку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребёнка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.

Гармония отцовства и материнства вводит ребёнка во взрослый мир подготовленным. Авторитет и пример отца и матери являются главными факторами взросления, воспитания психически и духовно здоровой личности.

 

 

Подготовила педагог-психолог  Качула М.А.

свернуть

О возможности получения психологической помощи

 

Согласно статье 189 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье  каждый ребенок имеет право на защиту своей личности, чести и достоинства от любых видов эксплуатации и насилия: экономических, сексуальных, политических, духовных, моральных, физических, психологических.

Ребенок может обратиться за защитой своих прав и законных интересов:

  • в комиссию по делам несовершеннолетних администрации Октябрьского района г. Гродно (8-0152) 49-06-97;
  • в отдел образования администрации Октябрьского района г. Гродно, осуществляющего функции органа опеки и попечительства (8-0152) 39-82-53; (8-0152) 39-82-54, (8-0152) 39-82-66;
  • в УО «Социально-педагогический центр Октябрьского района г. Гродно"» (г. Гродно, пр-т Космонавтов 37)  (8-0152) 62-63-31
  • в УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия – Наркология» (г. Гродно, Обухова, 15)(8-0152) 75-54-13
  • ЦДМ "Контакт" филиал УЗ "Гродненская центральная городская поликлиника" Детская поликлиника №2 (г. Гродно, ул. Гагарина,18) (80152) 96-44-66
  • ЦДМ "Позитив"  УЗ "Гродненская центральная городская поликлиника" Детская поликлиника №1 (г. Гродно, ул. Доватора,23) (80152) 74-22-82
  • ГУО "Гродненский областной социально-педагогический центр" (г. Гродно, ул. М. Горького, 79) (80152) 55-70-31
  • Экстренная психологическая помощь   «Телефон доверия» (г. Гродно) – 170

«Телефон Доверия» - служба экстренной анонимной психологической помощи по телефону.

Задачи «телефона доверия»

  • обеспечение доступности и своевременности психологической помощи;
  • обеспечение каждому возможности доверительного диалога;
  • психологическое консультирование по телефону;
  • помощь абонентам в мобилизации их ресурсов для выхода из кризисного состояния;
  • расширение у абонентов диапазона средств для самостоятельного решения возникших проблем;
  • информирование абонентов;
  • направление абонентов к иным службам, организациям, учреждениям;
  • разработка и распространение рекламных материалов;
  • анализ причин и источников повышенного психического напряжения групп населения.

Принцип анонимности
Сотрудники службы обязаны не разглашать полученные во время работы сведения, которые могут нанести ущерб чести, репутации, правам и интересам граждан. 
Экстренная психологическая помощь предоставляется бесплатно.

Наиболее глобальные проблемы с которыми мы работаем:

  • Суицид
  • Семейная проблематика
  • Проблемы, требующие защиты прав ребенка
  • Отношения со сверстниками
  • Проблемы взаимоотношения полов
  • Проблемы сексуальной сферы
  • Переживание травмы
  • Учебные и профессиональные проблемы
  • Проблемы социальной адаптации

наши координаты:

Городской номер: 170

Звонки с мобильного телефона: (80152) 752390
Сайт: 170.by
Skype: Help170
E-mail: Help170@mail.ru
Группа в VK: Телефон доверия 170

 

ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Номер телефона

Организация

Режим работы

8-0152-

75-54-13

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»»

Диспансерное психо-наркологическое отделение (для детей)

По будням

08:00 - 20:00 

8-0152-

75-67-54

УЗ «Гродненский областной клинический центр «Психиатрия-наркология»»

Диспансерное психо-наркологическое отделение (для взрослых)

По будням

08:00 - 20:00

Суббота

09:00-14:00

8-0152-

31-47-07

 

31-47-02

ГУ «Центр социального обслуживания населения Октябрьского района г. Гродно»

Отделение социальной адаптации и реабилитации (временный приют для граждан, пострадавших от насилия)

Горячая линия

По будням

8:00 - 13.00

 13:30  17:00

8-0152-

72-33-34

 

73-03-86; 

73-03-87

 

 

74-13-76

 

73-03-86

ГУ «Центр социального обслуживания населения Ленинского района г. Гродно»

Отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации

Отделение социальной адаптации и реабилитации

Горячая линия

Психологическая помощь

По будням

8:00 – 17:00

дежурный специалист: вторник, четверг

17:00 – 19:00;

2-ая, 4-ая суббота месяца 9:00 – 13:00

8-801-100-16-11    

Общенациональная «Детская линия помощи»

Круглосуточно

8-801-100-

8-801

Общенациональная горячая линия для пострадавших от насилия

Ежедневно

8:00  20:00

 

В СЛУЧАЕ ПРОТИВОПРАВНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СЕМЬЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ

Номер телефона

Организация

Режим работы

 

8-0152-

79-72-58

УВД Гродненского облисполкома

Телефон доверия

79-78-04

УВД администрации Октябрьского района г. Гродно

Дежурной части

Круглосуточно

79-68-06

79-68-54

ОВД администрации Ленинского района г. Гродно

Оперативно-дежурная служба

Круглосуточно

свернуть

Что такое насилие?

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, не теряет актуальности.
развернуть

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком.

Выделяют несколько основных форм насилия: физическое, сексуальное, психическое.

         Физическое насилие– преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений, которые могут привести к смерти, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности.

Указанные действия выражаются в однократном или хроническом воздействии на ребенка, враждебном или безличном отношении к нему. Последствия их приводят к снижению самооценки, утрате веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающих нарушение социализации.

Психическое насилие по своей сущности является наиболее латентным, так как сложнодоказуемо ввиду отсутствия внешних следов.

Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий, демонстрация порнографических материалов, а также вовлечение ребенка в изготовление подобных материалов, подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур, «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет.

Указанное насилие также является высоколатентным явлением, так как по различным причинам (чувство боязни, стыда, вины и т.п.) сталкивающиеся с сексуальным насилием дети редко обращаются за помощью.

Раннее выявление случаев насилия в отношении несовершеннолетних и оказание детям комплексной помощи минимизирует вред их здоровью и развитию.

  1. Признаки физического насилия: множественные синяки, царапины и рубцы, ожоги, ссадины, различного рода травмы. Наиболее распространенным свидетельством физического насилия являются синяки. О неслучайном характере любых повреждений на теле ребенка свидетельствует:

их расположение (на плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, на щеках и т.д.);

очертания повреждений на коже напоминают те предметы, которыми они были нанесены (пряжка ремня, шнур, палка, следы пальцев). Могут быть множественные следы избиения, при этом наряду со свежими повреждениями могут визуализироваться старые рубцы и шрамы.

  1. Формы психического насилия: открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.
  2. Особенности физического состояния и поведения ребенка: сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам эротического и порнографического характера, имитация полового акта с помощью кукол, склонность к сексуальным действиям с другими детьми), заниженная самооценка, отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности, несвойственные ранее ребенку непристойные выражения, суицидальные разговоры и попытки и др.
  3. Особенности взаимоотношений в семье, если наблюдаются:

неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями;

несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам законных представителей или очевидцев;

противоречивые, путаные объяснения законных представителей о причинах возникновения травмы у ребенка;

обвинение в случившемся самого несовершеннолетнего;

отсутствие обеспокоенности за судьбу и здоровье ребенка, бездействие или позднее обращение за медицинской помощью;

неадекватная оценка тяжести травмы, стремление ее преувеличить или приуменьшить;

обеспокоенность собственными проблемами, рассказы о том, как их наказывали в детстве.

Перечисленные признаки еще не свидетельствуют о том, что в отношении ребенка имело место насилие, они могут быть обусловлены другими причинами.

свернуть

СТРЕСС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ

Стресс – термин, дословно обозначающий давление или напряжение. Под ним понимают состояние человека, которое возникает в ответ на воздействие неблагоприятных факторов, которые принято называть стрессорами. Они могут быть физическими (тяжелая работа, травма) или психическими (испуг, разочарование). Распространенность стресса очень велика. В развитых странах 70% населения находятся в состоянии постоянного стресса. Свыше 90% страдают от стресса несколько раз в месяц. Это очень тревожный показатель, учитывая, насколько опасными могут быть последствия стресса.
развернуть

Что такое стресс? Термин «стресс» ввел, а точнее позаимствовал из науки о сопротивлении материалов в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье. Изначально это был технический термин, обозначающий напряжение, нажим и давление. Ганс Селье решил, что это применимо и к человеку. Тогда стресс рассматривали как приспособительную реакцию организма в экстремальных условиях (высокие температуры, болезни, травмы и т. д.). Сегодня проблема стресса рассматривается шире, в список стрессогенных факторов входят социально-психологические элементы, например, конфликты, продолжительные негативные эмоции, неприятные неожиданности и т.д.

Стресс – особая форма переживания чувств и эмоций. По психологическим характеристикам стресс близок к аффекту, а по длительности к настроению. Это психическое состояние, ответ организма на условия среды и требования, выдвигаемые средой к личности. С английского слово «стресс» переводится как «напряжение». В психологии стресс принято рассматривать как период адаптации человека.

В зависимости от того, как человек оценивает сложившиеся условия, стресс оказывает дезорганизующее или мобилизующее влияние. Однако в любом случае сохраняется опасность истощения организма, так как в момент стресса все системы работают на пределе. Вот как это происходит:

  1. Повышается адреналин, это стимулирует выработку кортизола, за счет чего накапливается дополнительная энергия, повышается сила и выносливость. Человек испытывает прилив энергии.
  2. Чем дольше длится первая стадия возбуждения, тем больше накапливается адреналина и кортизола. Постепенно они заменяют сератонин и дофамин, а эти гормоны отвечают за хорошее настроение, радость и уверенность в себе (спокойствие). Соответственно, ухудшается настроение, отмечается тревога. Кроме того, избыток кортизола провоцирует снижение иммунитета и развитие заболеваний. Человек часто болеет.
  3. Постепенно снижается внимание, накапливается усталость и раздражение. Попытки взбодрить себя кофе, энергетиками, спортом или таблетками делают только хуже.
  4. Гормональный баланс настолько нарушен, что из себя выводит каждая мелочь. Стрессоустойчивость окончательно падает.

С точки зрения восприятия самой личности стресс проходит 3 стадии:

  1. Чувство тревоги, связанное с конкретными обстоятельствами. Сопровождается сначала упадком сил, а затем активной борьбой с новыми условиями.
  2. Приспособление к пугающим ранее условиям, максимальное функционирование систем организма.
  3. Стадия истощения, что проявляется сбоем защитных механизмов и дезориентацией в жизни. Снова возникает тревога и ряд других негативных эмоций и чувств.

В умеренных количествах стресс полезен (эмоциональная встряска). Он повышает внимание и мотивацию, интерес, активизирует мышление. Но в больших количествах стресс неизбежно ведет к снижению продуктивности. Кроме того, негативно отражается на здоровье, стимулирует заболевания. Независимо от природы стресса, реакция организма на биологическом уровне одинакова: рост активности коры надпочечников (обуславливают описанные выше гормональные изменения), атрофия лимфоузлов и вилочковой железы, возникновение язвочек в желудочно-кишечном тракте. Очевидно, что часто повторяющиеся подобные изменения вредят здоровью, недаром говорят, что все болезни от нервов. 

Условия возникновения стресса

 О стрессе можно говорить, когда:

  • субъект воспринимает ситуацию как экстремальную;
  • ситуация воспринимается как требования, превышающие способности и возможности личности;
  • человек ощущает существенную разницу между затратами на выполнение требований и удовлетворением от результатов.

Виды стресса

 Стресс бывает полезным. Предвестники стресса – эмоции, как известно, они бывают положительными и отрицательными. В связи с этим и стресс может быть приятным либо неприятным. Например, сюрприз (неожиданность) может быть приятным и неприятным, однако на биологическом уровне это выглядит одинаково.

Неприятный и опасный стресс называют дистрессом. Положительный стресс называют эустрессом. Их особенности:

  • При эустрессе человек испытывает положительные эмоции, он уверен в себе и готов совладать с ситуацией и сопровождающими ее эмоциями. Эустресс пробуждает человека, заставляет двигаться вперед. Это позитивная взволнованность и радость.
  • Дистресс – результат критического перенапряжения. Он препятствует развитию человека и провоцирует ухудшение здоровья.

Кроме этого, стресс бывает кратковременным, острым и хроническим. Кратковременные обычно являются полезными. Острый стресс граничит с шоковым состоянием, это неожиданное и сильное потрясение. Хронический стресс – воздействие различных малозначительных стрессогенов на протяжении долгого времени.

Примером положительного, кратковременного и полезного стресса является соревнование и выступление на публике. Пример дистресса (опасного и длительного стресса) – психотравмы, например, смерть близкого человека.

По сферам возникновения выделяют следующие виды стресса:

  • внутриличностный стресс (несбывшиеся ожидания, бессмысленность и бесцельность поступков, нереализованные потребности, болезненные воспоминания и т. д.);
  • межличностный стресс (проблемы во взаимоотношениях с людьми, критика и оценка, конфликты);
  • финансовый стресс (невозможность оплатить квартплату, задержка зарплаты, нехватка средств и т. д.);
  • личностный стресс (трудности, связанные с выполнением социальных ролей, соблюдением и несоблюдением обязанностей);
  • семейный стресс (все трудности, связанные с семьей, взаимоотношения поколений, кризисы и конфликты в семье, выполнение супружеских ролей и т. д.);
  • экологический стресс (неблагоприятные природные условия);
  • общественный стресс (проблемы, касающиеся всего общества или категории людей, к которой себя относит личность);
  • рабочий стресс (проблемы в трудовой сфере).

Кроме того, стресс бывает физиологическим и психологическим. Физиологический стресс – реакция на неблагоприятные условия среды. По сути, это же экологический стресс. Физиологический стресс бывает:

  • химическим (влияние веществ, недостаток кислорода, голод);
  • биологическим (болезни);
  • физическим (профессиональный спорт и высокие нагрузки);
  • механическим (повреждения тела, нарушения целостности покрова).

Психологический стресс возникает в социальной сфере, при  взаимодействии человека с обществом. К психологическим видам стресса относится внутриличностный, межличностный, личностный, рабочий и информационный.

Информационный стресс сегодня один из самых распространенных. Он предполагает информационную перегрузку. Ежедневно люди вынуждены обрабатывать большие объемы информации, группу повышенного риска составляют люди, чья профессия предполагает поиск, обработку и запись информации (студенты, бухгалтеры, учителя, журналисты). Телевидение, интернет, профессиональное обучение и выполнение обязанностей вынуждает не только получать информацию, но и анализировать ее, усваивать, решать проблемные задачи. Беспорядочный поток информации провоцирует быструю утомляемость, рассеянность, снижение концентрации внимания, отвлекаемость от целей деятельности и профессиональных обязанностей. Особенно опасен перегруз во второй части дня, перед отходом ко сну. Проблемы со сном – частое последствие информационного перегруза.

Причины стресса

 Причиной стресса выступают новые и непривычные для личности условия жизнедеятельности. Очевидно, что перечислить все стрессогенные факторы нельзя, они носят субъективный характер, зависят от привычной для конкретного человека нормы. Вызвать стресс может как нестабильная экономическая обстановка в стране, так и отсутствие желаемого продукта в магазине.

Какой фактор окажется стрессогенным, зависит от темперамента человека, характера, личного опыта и других индивидуально-личностных особенностей. Например, ребенок из неблагополучной семьи будет спокойно реагировать на ругань и драки в будущем, нежели человек, никогда не сталкивающийся с подобным обращением.

Причиной стресса взрослого человека чаще выступают трудности на работе. Среди трудовых стрессогенных факторов выделяют следующие:

  • Организационные факторы: перегрузка или низкая занятость, противоречивые требования (конфликт ролей), неопределенность требований, неинтересная работа, экстремальные или неблагоприятные условия труда, неадекватная организация процесса.
  • Организационно-личностные факторы: страх ошибки и увольнения, страх потерять рабочее место и свое «Я».
  • Организационно-производственные факторы: неблагоприятный психологический климат в коллективе, конфликты, отсутствие социальной поддержки.

К стрессогенным факторам личного характера относятся:

  • конфликты и непонимание в семье;
  • болезни;
  • кризисы;
  • потеря смысла жизни;
  • эмоциональное выгорание и т. д.

 Стресс – ответная реакция на требование. Независимо от характера (положительный или отрицательный) происходит перестройка организма. Биохимические сдвиги – отработанная эволюцией защитная реакция. По сути, именно эти биохимические изменения и вызывают чувства и эмоции, которые человек ощущает в момент стресса. Тревожит не сам стресс, а его последствия – эмоции, которые не получают выхода.

Признаки стресса

К признакам стресса относится:

  • чувство тревоги и напряжения
  • ощущение невозможности преодолеть сложившуюся ситуацию
  • проблемы со сном
  • усталость и апатия
  • вялость
  • пассивность
  • раздражительность
  • вспыльчивость
  • неадекватные реакции
  • подавленность
  • тоска
  • недовольство собой, работой, другими людьми, всем миром.

Последствия стресса

 Патогенетические механизмы стресса – стрессовая ситуация (стрессор) воспринимается корой головного мозга, как угрожающая. Далее возбуждение проходит по цепи нейронов в гипоталамус и гипофиз. Гипофизальные клетки продуцируют адренокортикотропный гормон, который активирует кору надпочечников. Надпочечники в больших количествах выбрасываю в кровь гормоны стресса – адреналин и кортизол, которые призваны обеспечить адаптацию в стрессовой ситуации. Однако если организм слишком долго находится под их воздействием, очень чувствителен к ним или гормонов вырабатывается в избытке, то это может привести к развитию болезней.

Эмоции активируют вегетативную нервную систему, точнее ее симпатический отдел. Этот биологический механизм призван сделать тело более сильным и выносливым на короткий срок, настроить его на активную деятельность. Однако длительная стимуляция вегетативной нервной системы вызывает спазм сосудов и нарушение работы органов, которые испытывают недостаток кровообращения. Отсюда нарушение функций органов, боли, спазмы.

Способы борьбы со стрессом и восстановления ресурса

1. Сознательное дыхание

Если мы испытываем стресс, то теряем связь с дыханием. Другими словами, человек его задерживает или дышит поверхностно. Это влияет на организм на клеточном уровне, угнетая симпатическую нервную систему, которая побуждает к неосмысленным действиям.

К сожалению, многие остаются в реактивном состоянии в течение длительного времени и этим усугубляют ситуацию.

Поверхностное дыхание не только вызывает сильное напряжение мышц челюсти, шеи и поясницы, но и значительно уменьшает выработку лейкоцитов, который отвечают за предотвращение болезней и воспалений.  

В стрессовой ситуации, хорошим вариантом будет сделать паузу и обратить внимание на свое дыхание. Глубокие вдохи и выдохи способствуют успокоению и ясности. Это необходимо, чтобы вернуться к проблеме в собранном состоянии.

2. Записи

Иногда нужно просто записать на бумагу чувства и ощущения прямо во время стрессовой ситуации. 

Ведение дневника — это не только способ записывать свои чувства, но и выбросить их из головы. Это важно для уменьшения потока мыслей, которые держат человека в стороне от окружающего мира.

Можно сохранить запись и вернуться к ней позже или смять ее, сжечь или разорвать.

Также можно вести дневник стресса. Он поможет лучше понять ситуации, которые вызывают стресс.

Важно записывать дату, время и место каждого стрессового эпизода и отмечать, что делали, с кем были, и как себя чувствовали.

Необходимо каждому стрессовому эпизоду оценку (например, по шкале 1-10). Используйте записи, чтобы понять причину стресса и то, насколько человек эффективен в стрессовых ситуациях.  Это позволит избегать их в будущем.

3. Физические упражнения

Один из лучших способов бороться со стрессом — нагрузить тело. Физические упражнения являются мощным инструментом для перенаправления энергии во внешнюю среду. Движение наполняет тело эндорфинами, которые являются естественными обезболивающими. К тому же, они улучшают настроение, сон и уменьшают раздражительность.

Поиск подходящего упражнения зависит от того, с каким видом стресса человек столкнулся. Например, бег — отличный вариант при гневе или разочаровании. 

С другой стороны, йога может быть полезна, если человек напряжен и нуждается в заземлении. 

4. Медитация

Стресс проистекает из постоянных мыслей и образов в уме человека. Чтобы немного замедлить их чередование, отлично подходит медитация. Медитировать можно почти в любом месте и в любое время. Все, что требуется, — это немного времени, чтобы закрыть глаза и настроиться на дыхание.

Сегодня есть даже специальные приложения на телефон, которые помогают новичкам в вопросах медитации. 

5. Отключение от интернета

Без интернета человек часто чувствует себя оторванными от жизни. Но по иронии судьбы, именно интернет отдаляет его от реального мира.

Подумайте о том, чтобы во время стресса не заходить в сеть. Можно использовать свободное время для чего-то радостного — возможно, чашки кофе по пути домой или чтения или игры с детьми.

6. Сокращение планов

Многие хотят сделать как можно больше за день. Но, если планировать чуть меньше и достигать чуть больше из запланированного, то стрессу будет неоткуда взяться.

«Упрощение» жизни дает больше свободы для расстановки приоритетов, чтобы не чувствовать себя перегруженным и подавленным. Можно составить список всех дел, которые нужно сделать, и расставить их в порядке приоритета. Обратить внимание, какие задачи нужно выполнять лично, а какие можно делегировать. Записать, что необходимо выполнить немедленно, а что на следующей неделе, в следующем месяце или когда будет время. Не забывавать брать в расчет время для решения непредвиденных задач и время для отдыха.

7. Мантры

Мантры — это фразы, которые повторяются для концентрации, сосредоточенности и осознание настоящего момента.

Когда человек сталкивается со стрессовой ситуацией, мантра может вернуть его в настоящий момент, чтобы он мог заново подойти к проблеме с ясным умом. Это отличный способ снятия стресса.

8. Качественный сон

Полноценный сон каждую ночь имеет решающее значение для эффективной и плодотворной работы на следующий день.  

Высыпаясь, человек просыпается легче, счастливее и бодрее. Его когнитивные способности также восстанавливаются, чтобы противостоять стрессовым ситуациям.

Если не получается быстро уснуть, не нужно полагаться на лекарства. Цель должна состоять в том, чтобы максимально расслабиться перед сном. Избегать кофеина вечером, за несколько часов до сна выключать гаджеты, чтобы дать мозгу расслабиться. Можно принять теплую ванну или почитать книгу.

Сон — это отличный способ снять стресс в домашних условиях.

9. Отказ от кофеина, алкоголя и никотина

Кофеин и никотин являются нейростимуляторами, поэтому они повышают уровень стресса, а не снижают его.

Алкоголь является депрессантом при приеме в больших дозах, и действует как стимулятор в малых. Поэтому он тоже не подходит для снятия стресса.

Заменить кофеин и алкогольные напитки можно на воду, травяные чаи или соки. Необходимо утолять жажду сразу — это помогает снять стресс.

Также следует избегать или сокращать потребление рафинированного сахара. Он содержится во многих продуктах и вызывает энергетические сбои, которые влекут за собой чувство усталости и раздражительности. 

10. Здоровое питание

Люди, находящиеся в состоянии стресса, склонны выбирать фаст-фуд, потому что он легко доступен. Но это не очень полезно для здоровья. Все, что ест человек, влияет на его самочувствие, и на то, как он контролирует свое поведение в сложные моменты.

Ультра-обработанные продукты с высоким содержанием сахара и жиров влияют не только на настроение, но и на кишечник.  Когда биосфера кишечника нарушается, появляются предпосылки для возникновения многих заболеваний ЖКТ.

Нельзя избежать стресса, если организм лишен питательных веществ. Поэтому необходимо сбалансировать диету достаточным количеством овощей с темными листьями, орехами, полезными жирами и белком. 

Здоровое питание — это один из долгоиграющих способов преодоления стресса. 

11. Освобождение от триггера

Как можно снять стресс? Самый простой способ — избавиться от раздражителя. Например, отпустить человека или ситуацию. Знание того, когда следует так поступать, во много раз уменьшит стресс. 

Люди не могут контролировать все, иногда нужно освобождать себя от лишних трудностей.

12. Умение говорить «нет»

Людям не хватает времени, чтобы сделать за день все свои дела. Не говоря уже о том, чтобы выполнять чужие просьбы. Но есть такие, кто поддается давлению и берет на себя и их.

Умение в нужный момент сказать «нет» значительно облегчает нагрузку на психику и тело человека. Это помогает сосредоточиться на собственных приоритетах.

Одним людям трудно сказать «Нет», потому что они пытаются быть хорошими. Для других, это боязнь конфликта или разрыва отношений. 

Если трудно прямо говорить «Нет», то вместо этого можно подготовить несколько фраз, чтобы сделать это более мягко.  

Например:

  • «Извините, но я не могу этого сделать, так как сейчас я занят».
  • «Сейчас не самое подходящее время, я как раз доделываю ….”
  • «Я бы хотел сделать это, но…»
  1. Разбор ситуации

Стресс может быть вызван проблемой, которая на первый взгляд может показаться неразрешимой. Но зачастую, это не так.

Как снять стресс? Можно перевести ситуацию из категории проблем в категорию задач. 

Необходимо записать максимально возможное количество решений. Определиться с положительными и отрицательными сторонами задачи. Записать каждый шаг, который нужно предпринять: что будет сделано, как это будет сделано, когда это будет сделано, кто будет в это вовлечен и где это произойдет.

  1. Отдых

Стресс тесно связан с тем, что люди не умеют отдыхать и получать удовольствие от жизни. Хороший отдых помогает снять стресс и усталость и дает силы сконцентрироваться на радости и энтузиазме. 

свернуть

ДЕТСКАЯ АУТОАГРЕССИЯ. ПРИЧИНЫ, ВИДЫ, КОРРЕКЦИЯ

В повседневной жизни нетрудно заметить детей, которые грызут ногти, царапают себя или раздирают кожу на руках или ногах, когда нервничают. Попробуйте вспомнить, делали ли Вы это в детстве, а может, видели, как соседский мальчик прячет свой пальчик в ватке, а может Ваш ребенок занимается «самовредительством»? А знаете ли Вы, что у этих признаков есть названия, и что при первых проявлениях необходимо начать работу с ребёнком?
развернуть

Детская аутоагрессия звучит угрожающе и страшно. Давайте разберемся, что это такое и как можно помочь ребенку уже при ПЕРВЫХ проявлениях.

Аутоагрессия у ребенка – это форма активности, которая направлена на причинение себе вреда, проявляется несколькими способами: самоунижение (Я – глупый, Я – дурак, Я – плохой), причинение себе физического вреда (выцарапывать себе руки до ран, грызть ногти, тереться о твердые поверхности кожей, чтобы получились следы в виде ранок или заноз, удары головой от стену или столы, следы укусов на руках или других участках тела), попытки суицида, отказ от воды и питья. Диагностика у детей проводится посредством беседы, психологического тестирования, как ребенка, так и родителей. Самолечение может опираться на результатах проведенной диагностической работы с психологом с использованием проективных методик, когнитивно-поведенческой и семейной психотерапии, нейро- и патопсихологической коррекции поведения ребенка, помимо этого доказана эффективность и групповой работы с ребенком.

Саморазрушение – биологически обусловленная защитно-приспособительная реакция, отражает процесс адаптации или дезадаптации психики к новым условиям. Многие родители приходят с таким запросом к психологу, когда ребенок начинает ходить в сад или школу, когда меняется местожительство, или умирает внезапно близкий ребенку человек.

Причины аутоагрессии у ребенка:

  1. Психологические особенности ребенка. Дети эмоционально чувствительные с низкой самооценкой, малообщительные, часто отличаются особой способностью к сопереживанию чужой боли, которую могут перенести на свое состояние и тело. Дети, которые пережили потерю в раннем возрасте, депривацию или сенсорное истощение (например, в доме ребенка или в социально опасном положении) так же относятся к «группе риска» психологической склонности к аутоагрессии.
  2. Физические наказания. Ребенок не умеет отвечать на агрессию родителей правильно. Если допускаются и считаются нормой физические наказания от родителей, ребенок может научиться наказывать и самого себя. Часто – обида, непонимание и злость от наказания проявляется в сторону своего тела.
  3. Конфликты родителей. Ссоры, крики, применение насилия родителей друг к другу вызывают у ребенка чувство страха, незащищенности и непонимания. Ребенок может начать искать причину в себе «они ругаются, потому что я плохой». Склонность у ребенка к аутоагрессивному поведению часто может появиться и у детей, которые пережили развод родителей.
  4. Требования родителей такие, как «он должен быть самый лучший в классе», «он должен отлично учиться», постоянно забитый график кружками, секциями и уроками может являться причиной детской аутоагрессии. Ребенок постоянно вялый, уставший, у ребенка не остается сил на то, чтобы быть «самым лучшим», но родители требуют, а расстраивать их не хочется, так как мама может кричать/ругаться, так возникает механизм «включения»: усталость перебивает укус себя за руку, или нервность перебивается ударом головой об стол.
  5. Аутоагрессия родителей. Помните истину «в самолете в случае опасной ситуации кислородная маска сначала надевается на взрослого, потом на ребенка»? Если родитель надевает на себя «маску» злостного, нервного, грызущего ногти или царапающего кожу на лице взрослого, то какую «маску» он наденет на ребенка? Дети очень тонко чувствуют настроение родителя и окружающего мира, и отражают это в своем теле и поведении.

ВАЖНО. На что стоит обратить свое внимание?

 Даже, если ребенок не проявляет явных признаков аутоагрессии, обязательно обратите внимание на следующие отклонения в поведении:

  • Трудности в общении, резкая застенчивость, стеснительность.
  • Фразы, которые отражают упадок самооценки ребенка (Я – плохой, Я – глупый, у меня ничего не получится).
  • Пониженное настроение, капризность.
  • Полное сочувствие к окружающим, слезливость, ранимость. С такими детьми важно следить за своим поведением и речью, не допускать резких фраз и критики.

Помните, аутоагрессия бывает нескольких видов:

 Вербальная:

Ребенок постоянно себя винит, ругает себя за каждые мелочи, олицетворяет себя плохим ребенком, плачет, отказывается от еды и воды.

Физическая:

Ребенок может бить, кусаться, дергать себе за волосы, выкручивать пальцы, интерес к «собачьему кайфу» (специфический вид удушья, который приносит приятное ощущение).

Нарушение пищевого поведения:

Часто развиваются у подростков. Проявляются отказом от еды, импульсивным обжорством, употреблением блюд, провоцирующих сыпь, боли и тяжесть в животе, ожирение.

  • Химическая зависимость:

Может формироваться как у младших школьников, так и у подростков. К такой форме относится курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм.

Аутистическое поведение:

Ограничение себя в общении, ограничение в досуге (я не буду веселиться или идти в парк/кино/на день рождение).

Виктимное поведение:

Поступки направлены на повышение риска совершения над собой преступления. Прогулки в ночное время суток, откровенная одежда (часто у девушек- подростков), провокации другого человека (парень-подросток провоцирует пьяного мужчину).

Суицидальное поведение:

Крайняя форма. Цель которой – лишение себя жизни. Может проявляться в скрытой форме – появляется интерес к экстремальным видам спорта и др.

Все формы аутоагрессии нуждаются в диагностике и помощи специалиста, а так же пересмотре методов воспитания у родителей и их отношения к ребенку.

От 0 до 3 лет. Что делать?

В возрасте до 3 лет аутоагрессия у детей еще носит непроизвольный, неосознанный характер. Например, когда ребенок капризничает, он пытается укусить, стукнуть маму. Когда же она жестко пресекает эти попытки, малышу не остается ничего другого, как переключиться на себя, так как остановиться он не может. Родители должны правильно реагировать на такое поведение.

  • Не нужно ждать, пока малыш успокоится сам. Помогите ему, попробовав перевести сложившуюся ситуацию в шутку.
  • Направьте агрессию ребенка в безопасное русло. Для этих целей прекрасно подходят рисование карикатур, подвижные игры.
  • В момент проявления агрессии на себя, крепко обнимите малыша, целуйте его и держите его так до тех пор, пока он до конца не успокоится, можете начать убаюкивать. Важно! Не перестараться, движения убаюкивания должны быть в ритм сердцебиения в минуту.
  • Не кричите на малыша, если он проявляет агрессию по отношению к кому-то. Он может подумать, что вы против него. Лучше постарайтесь объяснить ему ситуацию, найти конструктивное решение.

От 3 до 6 лет. Что делать?

Дети дошкольного возраста начинают уже внимательнее наблюдать за родителями, копировать их поведение, устанавливать связи между событиями. Например, если мама озабочена своими проблемами и невнимательно отвечает на вопросы ребенка, не проявляет по отношению к нему ласки, то он может решить, что она недовольна его поведением.

Если аутоагрессия у детей носит выраженный характер, обязательно покажите его психологу и внимательно следите за своим поведением.

  • Всегда извиняйтесь, если обидели, накричали на ребенка. Разделяйте ребенка и его поступки.
  • Обязательно объясняйте ребенку, чем вы недовольны, делитесь своими чувствами. Это поможет ему научиться контролировать свои эмоции, проговаривать их вслух и направлять агрессию в безопасное русло.
  • Чаще говорите ребенку, что для вас очень важно его здоровье.
  • Не занимайтесь самонаказаниями в присутствии ребенка. Вы являетесь для него основным примером, поэтому он может принять подобное поведение за норму и впоследствии поступать так же.

От 6 до 12 лет. Что делать?

В этом возрасте аутоагрессия у детей часто связана с попытками манипулировать родителями. Также сказывается недостаток внимания. Это очень ранимый возраст, в котором начинается становление личности. Родителям нужно стараться придавать большее значение состоянию ребенка.

  • Не забывайте проявлять ласку к ребенку. Он должен чувствовать себя нужным и любимым.
  • Помогите ребенку повысить самооценку, учите его правильно реагировать на различные ситуации.
  • Пересмотрите список требований, которые вы предъявляете к ребенку. Некоторые из них могут оказаться для него непосильными.
  • Не ругайте ребенка за проявления аутоагрессии, а ищите ее причины.

 От 12 лет и старше. Что делать?

С 12 лет начинается самый сложный подростковый возраст. В это время родители должны проявлять особенную чуткость к эмоциональному состоянию ребенка.

  • В этот период состояние аутоагрессии может доходить до попыток самоубийства, поэтому старайтесь поддерживать ребенка во всем, внимательно выслушивайте его, обязательно показывайте, насколько вы дорожите им.
  • Делитесь с ребенком своими эмоциями, которые переживали вы, когда были подростком. Он должен понимать, что подобное состояние свойственно его возрасту, но с ним нужно бороться.
  • Помогайте ребенку решать проблемы. Например, прислушайтесь к его просьбе перевести его в другую школу, если он плохо контактирует с одноклассниками. Но поступайте так только в крайних случаях, не решайте его права самостоятельно принимать решения.
  • Обязательно запишите ребенка на прием к психологу. Групповые занятия помогут ему не только справиться со своим состоянием, но и стать более общительным, адаптироваться к социальной жизни, повысить самооценку.

Лечение аутоагрессии у ребенка

              Методы диагностики:

 Клиническая беседа. При обследовании детей до 6-7 лет опрос родителей является наиболее информативным методом диагностики. С 7-9 лет врач дополнительно беседует с ребенком. Вопросы ориентированы на выявление симптомов аутоагрессии, особенностей отношений в семье и школе, хобби, увлечений.

Опросники. Используются тесты двух видов: направленные на определение аутоагрессии и комплексные методики исследования личности. Применяется методика диагностики агрессии Ч. Спилбергера, опросник Басса-Дарки, опросник «Ауто- и гетероагрессия» Е. П. Ильина, патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко с оценкой шкалы аутоагрессии.

Проективные методики. При интерпретации изображенных ситуаций, создании рисунков дети с аутоагрессией акцентируют внимание на одиночестве, печали, беспомощности персонажей. Часто изображаются (интерпретируются) сцены смертельной опасности, самоубийства, деструктивного взаимодействия. Распространено использование теста «Нарисуй историю» Р. Сильвер, Рисуночного апперцептивного теста, Фрустрационного теста С. Розенцвейга и его детского варианта, разработанного Н. В. Тарабриной.

Методы терапии:

Терапия аутоагрессии оказывается достаточно эффективной при комплексном подходе, подборе методов, соответствующих клинической картине и возрасту пациента. При лечении детей раннего возраста упор делается на коррекцию внутрисемейных отношений. По мере взросления ребенка вводятся различные методы психотерапии  – от простых поведенческих техник до глубокой проработки неосознаваемых внутриличностных конфликтов. Общая схема лечения включает:

Семейную психотерапию. Применяются встречи в форме бесед и практических занятий. Родителям рекомендуется исключить ситуации, провоцирующие аутоагрессию у ребенка, проявлять внимание и заботу, демонстрировать бесконфликтные способы решения проблем. На практике осваиваются безопасные способы выражения агрессии – подвижные игры, экспрессивное рисование, пение.

Когнитивно-поведенческую психотерапию, РЭПТ. Сеансы проводятся индивидуально. Выявляются и корректируются негативные установки относительно личности – низкая самооценка, гиперответственность, неуверенность, ожидание гнева, разочарования окружающих. Обсуждается нецелесообразность и вред аутоагрессивных действий, разрабатываются и апробируются техники их купирования, замены, снятия эмоционального напряжения, лежащего в основе деструктивного поведения.

Групповые тренинги. Данная форма психотерапии наиболее эффективна в школьном возрасте. На занятиях дети отрабатывают навыки коммуникации, учатся находить компромисс в конфликтах, уважать мнение оппонента. Реакции других участников являются обратной связью для ребенка, он начинает осознавать собственную значимость, положительные и отрицательные черты.

Медикаментозную коррекцию. Использование лекарств необходимо в случаях выраженной аутоагрессии, приносящей существенный вред здоровью. Препараты позволяют купировать симптомы на ранней стадии лечения, когда эффект психотерапии еще отсутствует. Назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики. ВАЖНО проходить и психотерапию, так как купирование симптомов без глубокой переработки первопричины увеличивают вероятность возникновения рецидива.

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям!
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 


Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 


Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 


Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 


Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 


Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 


Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 


Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 


Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 


Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 


И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 


Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть